Пе-8
Тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, моноплан с убирающимся шасси. Создан в АГОС ЦАГИ под руководством В.М. Петлякова. Опытная машина (АНТ-42) совершила первый полёт 27 декабря 1936 г. (экипаж М.М. Громова).Серийное производство начато в июне 1940 г. Строился на заводах № 22 в Москве и № 124 в Казани. Снят с производства в 1944 г. Всего построено 93 экземпляра.
Экипаж – 11 человек.
На вооружении ВВС Красной армии состоял с весны 1941 г.
В составе полков Авиации Дальнего Действия Пе-8 принимали участие во многих операциях Великой Отечественной войны, нанося удары как по целям у линии фронта, так и в глубоком тылу противника. Бомбардировщик был единственным носителем самой крупной советской авиабомбы – калибром5000 кг. В августе 1941 г. несколько экипажей АДД на нём бомбили Берлин. На этом же самолёте советская делегация во главе с В.М. Молотовым в 1942 г. летала в США. Маршрут проходил через Англию, Исландию и Северную Атлантику.
Самолёт постоянно совершенствовался, повышалась масса бомбовой нагрузки. Основательная модернизация была проведена в 1943 г. Пе-8 имел разные варианты мотоустановок: АМ-34ФРНВ (на прототипе), АМ-35А, дизели АЧ-30Б и М-30, на более поздних модификациях – АШ-82. На некоторых машинах на выхлопные патрубки двигателей устанавливались пламегасители.
С июня 1944 г. экипажи 45-й авиадивизии выполняли на этих самолётах в основном тренировочные полёты. В августе были совершены последние боевые вылеты. Пе-8 был снят с вооружения ВВС в 1946 г.
Лётно-технические характеристики:
Пе-8 АМ-35 Пе-8 АШ-82
Длина самолёта, м 23,2 23,59
Размах крыла, м 39,1 39,1
Высота самолёта, м
Двигатели АМ-35 АШ-82
Мощность, л.с. 4 х 1200 4 х 1700
Взлётный вес, кг
Нормальный
Максимальный 27200 28200
Скорость, км/час
Максимальная 440 422
крейсерская
Практический потолок, м 10300 7820
Дальность полёта, км 4700 5140
Оборонительное вооружение: 2 х 20 + 2 х 12,7 + 2 х 7,62
Бомбовая нагрузка, кг 4000 до 7000