Р-6 (АНТ-7)
Р-6 – единственный советский серийный самолет, задуманный как «крейсер». Основным его назначением являлось сопровождение тяжелых бомбардировщиков за пределами радиуса действия истребителей. Он мог также использоваться как дальний разведчик. Самолет проектировался в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева с октября 1926 г.
Р-6 представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой и неубирающимся шасси. Из-за неоднократных изменений требований технического задания работа затянулась, и опытный образец построили только в августе 1929 г. С сентября начались лётные испытания самолёта. Проводил их М.М. Громов. АНТ-7 трижды выставлялся на государственные испытания и успешно прошел их к октябрю 1930 г.
Серийное производство Р-6 велось с начала 1931 г. Эту машину строили завод № 22 в Москве, завод № 31 в Таганроге и завод № 126 в Комсомольске-на-Амуре. Всего выпущено 406 самолетов.
Моторы: BMW VI (на первых сериях), далее М-17Б и М-17Ф. Экипаж – 4 человека.
Серийно выпускались модификации:
Р-6, первый серийный вариант, колесное шасси (зимой заменяемое лыжным), вооружение – 5 пулеметов (калибра 7,62 мм);
КР-6 – усовершенствованная модификация с зализами между фюзеляжем и крылом, посадочными щитками, масляно-воздушной (вместо резиновой) амортизацией шасси, тормозными колесами; вооружение – 4 пулемета (снята выдвижная подфюзеляжная башня); такие машины выпускались в Москве в 1934-35 годах/
Оба этих варианта состояли на вооружении тяжелобомбардировочных бригад. Кроме того выпускались их соответствующие модификации (Р-6а и КР-6а) для морской авиации (были оснащены поплавковым шасси).
Самолетами Р-6 и КР-6 с 1932 г. комплектовались эскадрильи многоместных истребителей (впоследствии переименованные в крейсерские) и дальнеразведывательные эскадрильи, входившие в структуру тяжелобомбардировочных бригад. В боевых действиях никогда не участвовали. Хотя самолеты довольно быстро устарели, в строевых частях они эксплуатировались вплоть до 1937 г. Их широко использовали как учебные при переходе авиачастей на скоростные бомбардировщики СБ. В летных школах и училищах Р-6 и КР-6 сохранялись вплоть до Великой Отечественной войны.
В конце 30-х годов значительное количество машин передали в гражданскую авиацию, где они служили под обозначениями ПС-7 (колесные) и МП-6 (поплавковые). В ведомственной авиации последние Р-6 летали до конца 1950 г.
Лётно-технические характеристики:
Длина самолёта, м 15
Размах крыла, м 23,2
Двигатели М-17
Мощность, л.с. 2 х 730
Взлётный вес, кг
Нормальный 5240
Максимальный 6128
Скорость, км/час
максимальная 240,5
Практический потолок, м 6050
Набор высоты, м/мин 1000/3,79
3000/12,3
Дальность полёта, км 1680
Оборонительное вооружение: 4-5 пулемётов 7,62 мм (в зависимости от модификации)
Бомбовая нагрузка, кг 192